Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Воспитательно-образовательная работа, уголки для решения развивающих задач:
- книжные центры и библиотеки;
- центры двигательной активности;
- центры пбезопасности;
- центры игры;
- центры конструирования;
- центр логики и математики;
- центр эксперементирования, наблюденяи и труда;
- центр познания и коммуникации детей;
- центр уединения
- центр творчества детей;
- необходимое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей;
- музыкальные центры;
- центры театрализованной деятельности;
- центры безопасноти;
Логопедический кабинет
Помещение логопункта можно условно разделить на несколько зон:
- Зона коррекции звукопроизношения. настенное зеркало, небольшой рабочий стол, логопедические зонды, литература по автоматизации и дифференциации звуков, индивидуальные зеркала, комплексы артикуляционной гимнастики.
- Зона развития мелкой моторики. разнообразные пазлы, шнуровки, конструкторы, мозаика, пирамидки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, бисером, прищепками, сухой бассейн, Су - джоки и т.д.
- Зона развития речевого дыхания. различные игры для формирования плавной воздушной струи и речевого выдоха: листочки, бантики, листики деревьев, травинки, пузырьки, бабочки, «ветродуйчики», мелкие, лёгкие игрушки и т. д.
- Зона развития фонематического восприятия, анализа и синтеза. картинный материал «звукоподражания», дидактический материал «паронимы», схемы для определения позиции звука в слове, «звуковые дорожки», картинный материал и игры для определения места звука в словах и др.
- Зона развития лексико-грамматической стороны речи. картинный материал по развитию лексико-грамматической стороны речи (игры «один-много», «большой-маленький», «подбери предлог», «назови одним словом»). Также здесь собраны игровые задания на закрепления грамматических категорий, картотеки различных словесных игр.
- Зона дидактического и методического сопровождения. документация логопедического пункта, методическая литература, логопедические тетради и альбомы, а также программно-методическое обеспечение логопедических занятий ("Речедвигатель" от Мерсибо).
- Информационная зона. консультации для родителей, памятки, материал для воспитателей.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе коррекционной работы, обеспечивает чувство психологической защищённости и сочетает в себе привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий
Предметно - пространственная среда для речевого развития в младшей группе
Художественные произведения по программе:
Русские народные сказки: «Репка»; « Теремок» « Рукавичка»
« Курочка ряба» « Гуси-лебеди» « Заюшкина избушка»
Сказки зарубежных писателей: «Два жадных медвежонка» « Колобок» укр. нар. сказка. « Кот в сапогах»
Стихи: Чуковский К.И. « Тараканище» « Муха- Цокатуха» « Мойдодыр»
« Путаница» « Федорино горе»
Стихи с движениями: Марина Султанова « Мы по лестнице бежали» «Голуби летели»
Лэпбук по развитию речи по театрализации « Путешествие в мир сказочного театра»
Рассказы: « Расскажите детям о бытовых предметах» « Расскажите детям о птицах»
Альбомы, предметные картинки по основным темам: « Четыре сезона» «Правила маленького пешехода» « Защитники отечества» « Символы России»
«Загадочные животные» « Безопасность дома и на улице» « Времена года»
« Овощи» « Что такое « Хорошо» и что такое « Плохо» « Обитатели морей и океанов» « Грибы и ягоды» « Одежда» « Мебель»
Беседы : « Жизненные ситуации»
Дидактические игры: лото: «Кто где живёт»; « Растения и животные»; «Обучающая игра» тренажёр: « Для развития пространственных действий» «Весёлый счёт»; игра по экологии « Береги животное»; « Назови одним словом». домино: « Мои игрушки» « Летим, плывём, едем» Пазл: « Кто что делает»
Лэпбук: по развитию речи « Развиваем речь»
Для развития голосо-дыхательной функции: дудочки; султанчики; «сдуй бабочку» ленточки.
Для развития мелкой моторики рук: Шнуровки « Рыбки»; Кубики « Тобик»; Бусы « Тобик» сортер « Домашние и дикие животные»; стаканчики; пирамидки; каштанчики; игра с прищебками; кубик « Собери фигурки»; грузовичёк с геометрическими фигурами; чудесный мешочек « Угадай игрушку»
Для развития слухового внимания: дудочки; маракасы; барабан; пианино; кларнет; гитара; бубны; гармошка; свистульки; труба.
Предметно - пространственная среда для речевого развития во второй группе раннего возраста "А" и "Б"
Игры для развития мелкой моторики:
«Досточки Сегена»; «Развивающий деревянный набор Сортер»; «Деревянный паровозик»; «Кегли»; «Мягкие кубики»; «Занимательная пирамидка»; «Сортер часы».
Художественные произведения по программе:
Русские народные сказки: «Теремок»; «Рукавичка»; «Колобок»; «Лисичка со скалочкой»; «Гуси-лебеди»; «Баба –яга костяная нога»; «Репка»; «Курочка ряба»; «Три медведя»; «Машенька и медведь».
Сказки зарубежных писателей: «Два жадных медвежонка», венгр. сказка; «Кот в сапогах», по мотивам сказки Шарля Перро.
Набор развивающих книг для детей запуск и развитие речи: «Изображалки»; «Повторялки»; «Болталки»; «Эмоции и состояния»; Артикуляционные игры»; «Подражалки».
Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Домашние животные и птицы»; «Городские птицы»; «Цифры и фигуры»; «Хорошо и что такое плохо»; «Времена года».
Иры речи с наклейками: «Изучаем джунгли».
Развивающие карточки: «Умные карточки».
Методическое пособие с дидактическим материалом: «Армия России, солдаты правопорядка».
Дидактические карточки: «Геометрические фигуры».
- Картинки (предметные) по лексическим темам, тематические альбомы.
- Картинки с изображением явлений природы, с изображением труда взрослых, серии из картинок для установления последовательностей действий и событий, сюжетные картинки.
- Дидактические игры: лото, домино, складные кубики.
- Книжки малышки, потешки, сказки, стихи.
- Звучащие игрушки: барабан, погремушки, бубен, деревянные ложки, балалаечка, дудочка, металлофон.
- Пальчиковый театр, театр на прищепках, «Рукавичка».
Предметно - пространственная среда для речевого развития в средней группе
Художественные произведения по программе:
Русские народные сказки: «Гуси-лебеди»; «Смоляной бычок»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Заяц-хваста» (обработка А.Н. Толстого); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Сказки о зверятах».
Сказки зарубежных писателей: «Два жадных медвежонка», венгер. сказка (обработка А. Красновой и В. Важдаева); «Колосок», укр. нар. сказка (обработка С. Могилевской); «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова.
Стихи: Чуковский К.И. «Путаница»; «Муха-Цокотуха»; «Телефон»; «Цыпленок»; «Мойдодыр».
«Мишка и его друзья»; «Поехали»; «В гостях у солнышка».
Рассказы: Драгунский В.Ю. «Он живой и светится…», «Тайное становится явным»; Носов Н.Н. «Заплатка», «Затейники»; Пришвин М.М. «Ребята и утята»; Толстой Л.Н. «Хотела галка пить…», «Правда всего дороже», «Отец приказал сыновьям…»; Ушинский К.Д. «Ласточка».
Книжки с наклейками :«Транспорт»; «Деревенский двор».
Портреты писателей, поэтов с биографией.
К.И Чуковский; А.С. Пушкин; И. З. Суриков; С.Я. Маршак; А.Л. Барто.
Альбомы, предметные картинки по основным темам:
«Одежда»; «Транспорт»; «Овощи и фрукты»; «Домашние животные и птицы»; «Мебель»; «Профессии»; «Времена года»; «Насекомые»; «Деревья»; «Инструменты»; «Птицы»; «Предметы в доме»; «Защитники Отечества».
Дидактические игры: «Лото»; «Домино»; «Назови одним словом»; складные кубики, разрезные картинки, игра ТРИЗ «По кругу», « Чёрное-белое»; д/игры «Угадай, какая сказка?», «Кто это?», «Кто как кричит?», «Назови дерево», «Угадай, где растёт?». Пособие - игры «Овощи-фрукты», «Кто что делает?». Лото «QK силуэты», настольные игры «Времена года», «Мир эмоций». Игры с картинками-загадками и предметными картинками: «Что изменилось?», «Найди дубль».
Картотека загадок; Картотека чистоговорок;
Картотека словесных речевых игр;
Картотека мнемотаблиц и мнемодорожек.
Пособия для развития голосо - дыхательной функции и слухового внимания: султанчики, дудочки, губная гармошка.
Пособия для развития артикуляционно-мимической моторики: картинки-символы артикуляционных упражнений с текстом, плоскостные изображения Лягушки-говорушки и Нюши (из фетра для смены постановки языка);
Пособия для технологии «Таксономия Блума»: кубики Блума, ромашка Блума.
Пособия для развития мелкой моторики рук: мячи су джок, шишки, пробки, разрезные кубики, прищепки, пинцеты, игры-шнуровки, книжки с магнитными наклейками.
Картотека с играми на развитие ЗКР, лексико-грамматического строя речи, связной речи: «Четвертый лишний», «Посчитай-ка» и др.
Хозяин речевого уголка – Незнайка.
Книжки-самоделки, сделанные руками родителей:
Лэпбук по развитию речи «Говорим правильно».
Игры-пособия для самостоятельной театрализованной деятельности:
Настольные театры, театр на магнитной основе, перчаточный театр к сказке «Три поросёнка», набор театрализованных пособий для одевания на руку.
Работа по взаимодействию с родителями:
Ознакомление с папками-передвижками;
Вручение памяток, буклетов.
Предметно - пространственная среда для речевого развития в старшей группе
В группе «Непоседы создан уголок речевого развития по ФГОС ДО,
Уголок оформлен в Соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности, при его создании я учитывала следующие критерии:
Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорным уголками.
Игровой материал доступен детям, соответствует возрастным особенностям, индивидуальным потребностям детей. В уголке на постоянной основе присутствует одушевлёный персонаж — кукла Маша, она хозяйка уголка и побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки я осуществляю демонстрацию двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики.
Уголок оформлен в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает яркими красками. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, дети в процессе работы с пособиями учатся соблюдать порядок. В работе я предусматриваю периодичность оформления, сменяемость материала.
Наличие материала в уголке «Речецветик» в старшей группе «Непоседы».
Художественные произведения по программе: «Царевна – лягушка»; «Хаврошечка»; «Лиса и кувшин»; Н.Носов «Живая Шляпа»; Чуковский «Мойдодыр»; «Федорино горе»; Барто «Девочка чумазая»; и д.р.
Наличие библиотеки книг по разделам: «Животные», «Времена года»;
«Бытовая техника»; «Овощи и фрукты»; «Цвета»»; «Птицы»; «Машины».
Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Транспорт», «Домашние животные» ,«Времена года».«Одежда», «Посуда», «Мебель», «Насекомые»,
Центр развития речи направлен на развитие речи ребѐнка дошкольного возраста. Оснащен настольно-печатными играми и ребусами, сюжетными
картинками для речевого творчества, дидактическим материалом.
Настольно - печатные картинки и дидактический материал: «Цвет, форма, размер», «Когда это бывает?», «Расскажи о животных», «Расскажи сказку», «Назови игрушку», «Назови звук», «Живое-неживое», «Ветки и детки», «Вершки и корешки» , «Во саду ли в огороде», «Овощное лото».
Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи, обучения грамоте: Логопедические игры из серии: «Слова-антонимы», «Говорим правильно», «Скажи по-другому», «Большой –маленький», «Один-много».
д/игры на согласование числительных с существительными «Посчитай-ка», «Слова-помощники», «Что где находится»; «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»,«Расскажи сказку», «Забавные истории» и др., наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ» и др., настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков, алгоритмы, схемы, мнемотаблицы для развития связной речи и др.
Для развития слухового внимания:В группе есть набор шумовых игрушек с различным наполнителем.
Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, учитывала, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры.
Игры – картинки по типу: «Четвертый лишний», «Так бывает или нет?», «Что перепутал художник?», «найди различие», «Логические таблицы», «Автобус зверят», «Назови одним словом».
Портреты художников – иллюстраторов, детских писателей и поэтов с краткой биографией.
Картотеки загадок, стихов.
Картотека словесных речевых игр.
Дидактический материал для изображения букв есть в наличии в группе (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
А так же наборы букв разного цвета, семафорчики, флажки, фишки.
В группе есть наличии: Вертушки, султанчики, дудочки.
Для обучения детей навыкам описания предметов и для развития связной речи в группе есть в наличии карты- схемы, схемы, мнемотаблицы для развития связной речи и др. А так же игры «Кубики историй», «Волшебные колечки», «Сок из чего»
Предметно - пространственная среда для речевого развития в подготовительной к школе группе
1. Художественные произведения по программе:
Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, заклички, народные песенки, прибаутки, скороговорки.
«Василиса Прекрасная» (из сборника А.Н. Афанасьева); «Вежливый Кот-воркот» (обработка М. Булатова); «Иван Царевич и Серый Волк» (обработка А.Н. Толстого); «Зимовье зверей» (обработка А.Н. Толстого); «Кощей Бессмертный» (2 вариант) (из сборника А.Н. Афанасьева); «Рифмы» (авторизованный пересказ Б.В. Шергина); «Семь Симеонов – семь работников» (обработка И.В. Карнауховой); «Солдатская загадка» (из сборника А.Н. Афанасьева) и др.
«Айога», нанайск., обработка Д. Нагишкина; «Беляночка и Розочка», нем. из сказок Бр. Гримм, пересказ А.К. Покровской; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой; «Голубая птица», туркм. обработка А. Александровой и М. Туберовского; «Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе), «Золушка» (пер. с франц. Т. Габбе) из сказок Перро Ш. и др.
Носов Н.Н. «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша» (по выбору); Митяев А.В. «Мешок овсянки»; Погодин Р.П. «Жаба», «Шутка» (по выбору); Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», Сладков Н.И. «Хитрющий зайчишка», «Синичка необыкновенная», Толстой Л.Н. «Филипок», «Лев и собачка», «Прыжок», «Акула», «Пожарные собаки» и др.
2. Альбомы, предметные картинки по основным темам: «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель», о России, о Малой Родине, о технике, космосе, «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Животные жарких стран, Севера» и др.
3. Портреты художников – иллюстраторов, детских писателей и поэтов с краткой биографией.
6. Картотеки загадок, чистоговорок, скороговорок, стихов.
7. Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволока, камушки, песок, пластилин и др.)
8. Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки, семафорчики, флажки, фишки.
9. Картотека словесных речевых игр.
10. Для развития голосо-дыхательной функции:
Вертушки, султанчики, дудочки, пёрышки и др. тренажеры
«Сдуй бабочку (птичку, листок, снежинку)», плоскостные фигурки, нанизанные на нитку, «Загони мяч в ворота» и.т.п.
11. Для развития артикуляционно-мимической моторики:
Картинки - символы артикуляционных и мимических упражнений с соответствующим стихотворным текстом.
Комплексы артикуляционных упражнений
12. Для развития мелкой моторики рук:
Шишки, массажные шарики, палочки, бусинки различных размеров, развивающие игры с ними.
Шнуровки, застёжки, мозаики и др.
д/и, шаблоны, трафареты, заготовки для штриховки, обводки, ходьба по лабиринтам, игры-бродилки и др.
Комплексы пальчиковых игр и речедвигательных упражнений.
13. Для развития слухового внимания:
Набор шумовых игрушек с различным наполнителем, колокольчики разного звучания.
14. Для развития фонематического восприятия (подбор игр в зависимости от возраста):
д/и на определение наличия, позиции звука в слове: «Найди и назови»,
«Логопедическое лото», «Звуковой футбол», «Засели картинки в дом» и др.
на дифференциацию звуков: «Звонкий – глухой», «Домики для звуков» (тв.-мяг.), серия игр «Звуки – я вас различаю» (с-ш, з-ж, л-р) и др.
на звуко-слоговой и звукобуквенный анализ слов: «Делим слова на слоги», «Звуковое домино», «Прочитай по первым буквам» и др.
15. Для развития ЗКР, словаря, грамматического строя, связной речи, обучения грамоте: Логопедические игры из серии: «Игротека речевых игр», «Слова-антонимы», «Многозначные слова», «Говорим правильно», «Скажи по-другому», «Большой –маленький», «Один-много»,
«Назови одним словом», «Рассели по домикам», д/игры на согласование числительных с существительными «Посчитай-ка», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом»,
«Развиваем речь», «Речевая тропинка», «Расскажи сказку», «Забавные истории» и др., наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ» и др., настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков, алгоритмы, схемы, мнемотаблицы для развития связной речи и др.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Повышение профессионального уровня педагогов, библиотека педагогической, справочной и детской литературы.
- копилка педагогического опыта коллектива;
- наглядный материал для занятий с детьми.
- персональный компьютер – 2 шт.
- ноутбуки - 1 шт;
- проекторы – 1 шт;
- экраны – 1 шт;
- принтер – 1;
- МФУ – 1.
Наличие оборудованных объектов спорта
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Документы отсутствуют
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Документы отсутствуют